«Газпром» де-факто принял на себя правовые обязательства по завершению создания единого газового рынка на территории ЕС. По мнению эксперта клуба «Валдай» Данилы Бочкарёва, отныне критики компании лишаются своего сильнейшего аргумента – что компания способна и готова злоупотреблять правилами европейского рынка.
24 мая Еврокомиссия закрыла рекордно долгое антимонопольное расследование против «Газпрома», не наложив на него никаких штрафов. Начавшееся в 2011 году расследование могло привести к взысканию штрафа в размере до 10% годового оборота компании, что составило бы на данный момент около $9 млрд. Список штрафов, наложенных антимонопольным органом Еврокомиссии на лидеров мирового бизнеса, поистине впечатляет. В мае 2009 года она, например, оштрафовала на $1,06 млрд компанию Intel за злоупотребление своим положением на рынке IT-продукции. В июне 2017 года штраф на 2,42 млрд евро получила компания Google за «злоупотребление своим доминированием на рынке поисковых систем путём предоставления незаконного преимущества собственному сервису сравнения товаров». Многие аналитики и комментаторы ожидали, что следующим в этом списке станет «Газпром».
Однако вместо штрафа антимонопольный орган ЕС постановил наложить на «Газпром» «ряд конкретных (правовых) обязательств, которые существенно изменят характер деятельности “Газпрома” на газовых рынках в Центральной и Восточной Европе». В случае пренебрежения этими правилами Комиссия оставляет за собой право «наложения штрафа в размере до 10% совокупного годового оборота компании».
Итак, о каких обязательствах идёт речь и почему они снижают значимость вопроса о безопасности поставок энергоресурсов для ЕС?
Сделка базируется на четырёх основных положениях:
- «Газпром» обязуется отменить положение о конечном пункте назначения. Таким образом, его клиенты смогут перепродавать газ как внутри своей страны, так и за рубеж, способствуя ликвидности европейского газового рынка и выравниванию цен на природный газ в различных странах ЕС.
- «Газпром» обязуется предлагать конкурентную цену за поставки природного газа в Центральную и Восточную Европу (ЦВЕ), сопоставимую с ценовыми бенчмарками хабов в Западной Европе, а именно TTF в Нидерландах и NCG в Германии. В настоящее время цены на газ в Центральной и Восточной Европе даже ниже, чем в Западной Европе, поскольку они зачастую привязаны к корзине нефти/нефтепродуктов, усреднённой на протяжении 6–9 месяцев с задержкой в 3–6 месяцев. Это условие означает, что «Газпром» не сможет выгадать на повышении цен на нефть в том случае, если цены, устанавливаемые им в ЦВЕ, будут существенно отличаться от цен на газовых хабах в Западной Европе.
- «Газпром» не сможет воспользоваться преимуществами, относящимися к газовой инфраструктуре, «которые он мог получить исходя из своей позиции на рынке поставок газа». Таким образом, Болгария официально получает формальный иммунитет от судебных исков в связи с отменой проекта «Южный поток» в 2014 году, а «Газпром» гарантирует, что не будет требовать «никакого возмещения убытков от своих болгарских партнёров».
- И последнее, но крайне важное положение: «Газпром» должен предпринять «активные шаги по интеграции газовых рынков в Центральной и Восточной Европе». Хотя этот пункт и кажется формальностью, возможно, он является одним из важнейших элементов решения Еврокомиссии. Новая энергетическая инфраструктура в ЦВЕ, созданная преимущественно на деньги ЕС, повысила взаимосвязанность «старых» и «новых» государств-членов. Если Чехия, Венгрия, Польша и Словакия уже полностью интегрированы в единый европейский газовый рынок, то интеграция газопроводных сетей Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы и соседних государств-членов ЕС, напротив, ещё не завершена. Согласно плану Комиссии, «Газпром» должен будет способствовать взаимосвязанности рынков этих частично изолированных стран, но не создавая новую инфраструктуру, а предоставляя своим покупателям право перекачивать купленный газ в другие страны. Такую возможность получат владельцы контрактов на поставки газа в ЦВЕ, и в дальнейшем она будет применяться ко всем договорам, заключённым на срок более 18 месяцев. На практике это означает, что компании, закупавшие газ «с целью его доставки в Венгрию, Польшу или Словакию, могут требовать от “Газпрома” доставить его вместо этого полностью или частично в Болгарию и прибалтийские государства (и наоборот)». Благодаря этому европейские энергетические компании смогут напрямую конкурировать с «Газпромом» на территории ЕС. Более того, «Газпром» – вкупе с Фондом соединения Европы (CEF) – будет способствовать интеграции и ликвидности европейских газовых рынков, а также снижению цен на энергоносители для европейских потребителей.
В конечном счёте «Газпром», часто обвинявшийся в использовании энергии в качестве «оружия», де-факто принимает на себя правовые обязательства по завершению создания на территории ЕС единого газового рынка. Пренебрежение ими повлечёт за собой штрафы, превосходящие любые ожидаемые выгоды. Критики «Газпрома» отныне лишаются своего сильнейшего аргумента – что компания способна и готова злоупотреблять правилами европейского рынка. Объективная коммерческая заинтересованность в газовом рынке ЕС и обязательства, наложенные на «Газпром» Генеральным директоратом по конкуренции, будут поощрять компанию к тому, чтобы играть по европейским правилам.
|