Монтаж оборудования отопления
Главная » 2019 » Июль » 21 » Газпром приучает Прибалтику к рынку
13:49
Газпром приучает Прибалтику к рынку

Газпром” смог продать Прибалтике на аукционе 420 млн кубометров газа — это на 16% меньше предложения в 560 млн кубометров и около 10% от годового потребления региона. В монополии довольны итогами торгов, а источники уверяют, что “Газпром” получил цену выше, чем в долгосрочных контрактах. Но объемы продаж, по оценке экспертов, невелики, и получить от них существенную дополнительную прибыль монополии не удастся, пишет “Коммерсантъ”.

Зарубежный трейдер “Газпрома” “Газпром экспорт” провел второй в своей истории и первый в Прибалтике газовый аукцион, продав потребителям региона 420 млн кубометров газа из выставлявшихся 560 млн кубометров. Предполагалось 470 млн кубометров предложить Литве, остальное — Латвии. В 2015 году “Газпром” поставил в Прибалтику по долгосрочным контрактам около 4 млрд кубометров газа (в Литву — 2,2 млрд, в Латвию — 1,3 млрд, в Эстонию — 0,5 млрд кубометров).

В компании уточняют, что с 15 по 17 марта заключены сделки с шестью контрагентами по 80 лотам. Всего было 90 лотов по 57,7 тыс. кубометров газа в сутки с пункта сдачи “Котловка” на границе Белоруссии и Литвы (20 лотов во втором квартале, еще 20 — в третьем, 50 — в четвертом). Также было выставлено 16 лотов по 5,25 млн кубометров каждый в пункте сдачи ПХГ “Инчукалнское” (Латвия). Они предусматривают переход права собственности на газ внутри хранилища с 1 мая, у покупателя должен быть контракт на хранение с Latvijas Gaze. Среди покупателей были Eesti Gaas, литовские Lietuvos Energija, трейдер Друскининкая Haupas и химический холдинг Achema. В “Газпром экспорте” довольны результатами аукциона и, как отметила глава компании Елена Бурмистрова, применять эту модель будут и для других рынков Европы.

“Газпром” и покупатели не раскрывают цену сделок. Но, говорит источник, знакомый с ситуацией, задачей компании было продать газ дороже уровня долгосрочных контрактов (у части потребителей Прибалтики они уже завершились), “и это удалось”. В Lietuvos Energija и Haupas отмечают, что купили “небольшие объемы газа по конкурентной цене”. Заместитель директора Haupas Донатас Мотеюнас сообщил BNS, что цена оказалась на прогнозируемом уровне и “была даже лучше, чем ожидали”, но “чтобы продукты были очень-очень дешевыми, нет”. Achema купила объемы газа, необходимые ей для четвертого квартала. Компания получала газ из РФ по долгосрочным контрактам, но в этом году впервые купила около 700 млн кубометров из необходимых 1,2 млрд кубометров у норвежской Statoil.

С помощью аукционов “Газпром” пытается компенсировать падение цены на газ вслед за обвалом мировых котировок нефти (средняя цена на начало года составляла около $235 за 1 тыс. кубометров). Елена Бурмистрова в начале марта говорила: “Спрос на такой газ небезграничен, но дополнительную выгоду от аукционов мы можем и будем получать”. Первые торги для Европы компания провела в сентябре 2015-го с поставкой зимой 2015-2016 годов по газопроводу Nord Stream, заключив более 40 сделок с 15 потребителями более чем на 1,2 млрд кубометров. Аукцион для Прибалтики “Газпром” собирался провести еще в конце 2015 года, но отложил торги. В “Газпром экспорте” объясняли это техническими вопросами и продлением ряда долгосрочных контрактов. В целом в 2016 году монополия планирует продать через аукционы до 6 млрд кубометров газа. В дальнейшем этот показатель, по словам главы компании Алексея Миллера, планируется довести до 10% от объема поставок в Европу (в 2015 году он составил 159,4 млрд кубометров).

Андрей Полищук из Raiffeisenbank говорит, что даже если цена на аукционе выше контрактной, то ненамного, и, учитывая невысокие объемы, “Газпром” не сможет за счет них серьезно увеличить выручку. Скорее, говорит эксперт, они нужны, чтобы показать, что на российский газ есть спрос, но при текущей конъюнктуре вряд ли удастся существенно нарастить продажи. Александр Назаров из Газпромбанка говорит, что торги — это дополнительный канал, способный увеличить выручку в период низких цен.

Старший вице-президент “Аргус медиа” Вячеслав Мищенко отмечает, что пока непонятно, как будет развиваться система экспортных торгов и насколько она будет выгодной “Газпрому”. Для монополии это стратегическое решение и тестирование новых механизмов ценообразования, но ожиданий, что цена аукциона обязательно должна быть выше, сейчас нет, говорит он. В то же время, по мнению эксперта, это может частично ответить на претензии покупателей, которые давно говорят о том, что нефтеиндексные формулы цены “Газпрома” устарели и нужно отталкиваться от рыночных котировок.

Просмотров: 290 | Добавил: penneocol1980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь