Президент США Барак Обама направил на ратификацию в Конгресс договор о сотрудничестве с Россией в области мирного использования ядерной энергии (так называемое «соглашение 123»).
Это соглашение в сентябре 2008 года было отозвано из Сената президентом Джорджем Бушем-младшим после войны в Южной Осетии. По мнению действующего американского президента, выполнение соглашения 123 не несет риска для безопасности и обороноспособности США. В письме, направленном Бараком Обамой госсекретарю, министру энергетики и членам Конгресса, говорится, что «глубина и охват российско-американского сотрудничества по Ирану достаточны для того, чтобы обоснованно передать в Конгресс проект соглашения». Американский президент отметил, что ситуация в Грузии больше не служит препятствием для заключения договора.
Константин Зайцев, заместитель председателя комитета по энергетике Государственной Думы РФ: «То, что американская администрация вернулась к теме российско-американского сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии, и внесла в Конгресс соответствующее соглашение – еще один признак реального потепления в российско-американских отношениях. Это соглашение выгодно обеим сторонам. Россия и США сотрудничают по поставкам урана для американских энергокомпаний в рамках проекта ВОУ-НОУ, по которому российский оружейный уран перерабатывается в топливо для американских атомных станций. Сейчас порядка половины американских АЭС работают на российском уране. А с учетом планов президента США Барака Обамы развивать ядерную энергетику потребность в российском уране для американских энергокомпаний, я думаю, будет возрастать. Однако до сих пор из-за отсутствия соглашения взаимоотношения между российскими и американскими фирмами осуществлялись на основе межправительственных договоренностей, что, конечно, затрудняло работу. Не могу тут не вспомнить, что предыдущая американская администрация уже вносила это соглашение в Конгресс, однако из-за конфликта в Южной Осетии тогдашний президент США Джордж Буш принял решение отозвать этот документ. И я рад констатировать, что вопрос о российско-американском ядерном сотрудничестве теперь перешел из плоскости политической в плоскость прагматизма и трезвых оценок. Если соглашение будет одобрено Конгрессом США, перед российско-американским сотрудничеством открываются широкие перспективы. В частности, будет создана юридическая база для взаимовыгодного сотрудничества в торговле ядерными материалами и развитии инновационных ядерных технологий".
Андрей Климов, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по международным делам: «Я думаю, что ратификация Конгрессом США договора о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии пойдет на пользу обеим сторонам. Это соглашение оказалось заложником политических отношений между нашими странами, и повторное внесение его в Конгресс – свидетельство заметного потепления российско-американских отношений. Ратификация договора позволит серьезно расширить наше сотрудничество в ядерной сфере, что, несомненно, выгодно и США и России. Кроме того, оно позволит развивать взаимодействие в сфере контроля над распространением ядерных технологий, что чрезвычайно важно. Хочу надеяться, что ратификация Соглашения не встретит серьезных препятствий в Конгрессе, и к августу он уже вступит в силу. Это станет хорошим подтверждением «перезагрузки» наших отношений".
Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации РФ по международным делам: «Администрация президента Обамы вернулась к теме ратификации Соглашения 123. Можно в связи с этим сказать о наполнении "перезагрузки" реальным содержанием и полагать, что она не ограничится только подписанием важного договора о СНВ. «Страсти по Грузии», которые обуревали предыдущую администрацию, наконец, естественным образом себя исчерпали. А мало-мальски трезвый расчет вернул Соглашение 123 в политический и экономический оборот. Ведь это соглашение равно выгодно и России, и США, потому что расширяет российско-американское сотрудничество в ядерной сфере. Напомню, что этот документ президенты США и России подписали еще в 2008 году, и он был направлен на ратификацию в парламенты обеих стран. Но началась грузинская агрессия в Южной Осетии, которая закончилась, как известно, признанием Россией Южной Осетии и Абхазии. Администрация Буша отнеслась ко всему этому несоразмерно нервически и отозвала соглашение из Конгресса. Теперь наши отношения явно меняются к лучшему, что подтверждается решением президента Обамы. Соглашение создаст основы для юридической базы в области торговли ядерными материалами, а также - развития инновационных ядерных технологий. Здесь имеется взаимный интерес наших и американских компаний. Соглашение придаст новый импульс и сотрудничеству сторон по предотвращению неконтролируемого распространения ядерных технологий».
Иван Андриевский, управляющий партнер НКГ «2К Аудит - Деловые консультации»: «Прежде всего, стоит отметить, что и без «соглашения 123» Россия и США довольно успешно сотрудничают в области ядерной энергетики. В частности, РФ поставляет в США низкообогащенный уран, между странами действует соглашение об утилизации избыточного оружейного плутония, США помогают Россию в сфере укрепления физзащиты ядерных объектов. Кроме того стороны сотрудничают друг с другом в рамках различных международных форумов. Тем не менее, подписание «соглашение 123» значительно расширит возможности для сотрудничества России и США в области атомной энергетики. В первую очередь это касается обмена технологий. Также соглашение откроет возможности непосредственно для совместной работы по отдельным разработкам и проектам».
|